среда, 19 ноября 2008 г.

Качество управления качеством. Отзвуки SQA Days 2008.

Немного о качестве QA сервиса в Беларуси.

На днях в Минске впервые прошла конференция SQA Days 2008. Хороший знак. Теплится надежда, что качество белорусских проектов будет расти не только за счет усиленного и длительного баг-фиксинга, но и за счет качественного тестирования.

Что касается самой конференции, многие участники отметили слабую подготовку докладчиков. Красивые и громкие темы по сути являлись докладами на университетском уровне или даже ниже. Похоже многие выступления были только для строчки в CV. В основном это касается минчан :( Иностранные гости выглядели достаточно достойно (причины очевидны).

Неужели в Беларуси нет хорошего QA, с хороше теоритической и практической базой? Есть, но очень мало. Почему? Вижу 7 причин этого.

Лет 5-7 назад (когда возможностей было больше, чем желающих, и когда IT компании появлялись и росли не по дням, а по часам) все испытывали огромную нехватку специалистов, тем более грамотных. Так зарождался IT бизнесс в Беларуси.
Так как ресурсов не хватало, многие компании брались за обучение и выращивание грамотных специалистов. На вступительном собеседовании редко говорили "нет". Как правило, если кандидат не подходил, то ему либо предлагали более низкую зарплату, либо более "низкую" должность с перспективами роста. Наиболее типичный случай – это начать с QA, а затем перейти в разработчики.
Многие соглашались на такой вариант. И действительно, после освоения базовых процессов, переходили в разработчики. Так отдел QA лишался своих лучших кадров. Это причина №1.
Компании это было выгодно (разумеется, только в краткосрочной перспективе), поскольку ставка разработчика выше и его дороже продавали. О долгосрочной перспективе тогда еще не думали, да и сейчас далеко не все об этом задумываются. Причина №2.

Потеряв своих лучших специалистов, приходилось набирать сотрудников снизу. То есть снова неопытных студентов, которых нужно было обучать "с нуля". Таким образом, через полдгода-год средний уровень квалификации команды разработки возрастал, а вот средний уровень QA оставался на месте.

Безусловно, это все наложило отпечаток на общественную оценку и рейтинг департамента QA. Многие (а нередко и сами тестеры) считали и считают, что QA не требует высокой квалификации. Как правило, тестирование в этом случае представляют только как monkey tests. Низкий рейтинг – причина №3.

Причина №4, или стеротип "QA – это для девчонок". Сейчас никто не будет спорить, что пол не важен при выборе IT профессии. Раньше мыслили иначе. Деятельность была разграничена по гендерному признаку. И, стало быть, QA был "не для всех".

После всех манипуляций -- кто остался работать в QA? Бывшие(?) студенты, которые не ушли в разработчики (хорошо, если по собственному желанию, а не потому, что не получилось). А те, кто уже с "опытом" (то есть давно работают в QA) -- переходят в управление. Это, конечно, специфично не только для QA, тем не менее, это причина №5.

Причина №6. До сих пор управление качеством, тестирование и т.п. не преподается в ВУЗах. Правда, некоторые компании уже начали привлекать своих сотрудников к чтению лекций для подготовки кадров. Но пока это больше похоже на "кружок любителей IT".

Причина №7. А где мне учиться, если я хочу стать классным специалистом QA? Конференции в Минске пока не дают того опыта и знаний, которые можно почерпнуть.

Каждый развивает себя сам, как умеет и как считает правильным.

2 комментария:

  1. Мысли хорошие, но неясно, где QA всё-таки хороший.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за комментарий.
    Хороший QA, все-таки, есть. Только мало хороших специалистов.
    В целом, контроль качества -- это область, которая сейчас испытывает большую нехватку профессионалов.

    ОтветитьУдалить